Отношения между сотрудниками: управление конфликтами

Жизнь общества невозможна без столкновения интересов, целей, мнений как отдельных личностей, так и разных групп людей. Периодически возникают спорные ситуации, зачастую перерастающие в конфликты. Необходимо управлять этим процессом, предупреждая возникновение нежелательных конфликтов и разрешая  конфликтные ситуации,  которые не удалось избежать. 

Еще совсем недавно в российских компаниях отсутствовали сотрудники, отвечающие за управление конфликтами  в организации. Эта обязанность чаще всего ложилась на плечи руководителя. Но сейчас совершенно очевидна необходимость специалистов – конфликтологов, которые будут проводить социологические опросы, исследования, семинары и т.д. Не стоит недооценивать важность проделанной ими работы, так как продуктивность деятельности сотрудников напрямую зависит от психологического климата в коллективе.

Управление конфликтами  следует понимать, как совокупность действий, направленных на устранение причин конфликта или на изменение целей конфликтующих сторон. В случае если не удалось устранить источник проблемы и найти ультиматум, имеет смысл удержать конфликт в существующих рамках, и не допускать его выхода из под контроля.

Процесс разрешения конфликтной ситуации складывается из следующих этапов:

  1. Сбор необходимой информации о конфликте.
  2. Анализ причин конфликта  (интересы, возможности и цели участников, содержание проблемы).
  3. Построение моделей вероятных путей разрешения.
  4. Выбор оптимального варианта для конкретной ситуации.
  5. Применение комплекса средств и методов для разрешения конфликтной ситуации.

Конечно, невозможно иметь готовое решение  для каждой конфликтной ситуации, но можно составить перечень рекомендаций которые помогут руководителю предупредить и разрешить конфликты.

Профилактика конфликтов -  это совокупность мер, направленных на снижение вероятности возникновения конфликтных ситуаций. Грамотно организовать профилактические работы должен уметь каждый современный управляющий.

Для того чтобы предупредить возможные конфликты с подчиненными имеет смысл следовать следующим правилам:

  • Подчиненным необходимо ставить максимально четкие, ясные и выполнимые цели. Нужно убедиться в правильности понимания поручения конкретным человеком;
  • Необходимо обеспечить человека всеми ресурсами, которые потребуются для выполнения поставленной ему задачи;
  • Проведение текущего контроля может помочь предотвратить конфликт;
  • Целесообразно сначала получить всю информацию о проделанной подчиненным работе, а только потом делать выводы;
  • Проводя корректировку работы сотрудников, будьте терпимее, нужно понимать, что за один день невозможно полностью измениться;
  • Перед критикой, желательно похвалить сотрудника, тогда уменьшается вероятность того, что она будет воспринята «в штыки». Когда указываете на недостатки работы, давайте варианты исправления допущенных ошибок;
  • Будьте по отношению к подчиненным честны и справедливы;
  • Ваши эмоциональные переживания не должны быть причиной неадекватного отношения к подчиненным.

Но если избежать конфликта все же не удалось, то постарайтесь разрешить его наиболее конструктивно. Для этого можно воспользоваться следующими рекомендациями:

  • В любой конфликтной ситуации необходимо контролировать свои эмоции: не грубить, не повышать голос и т.д.
  • Необходима аргументация своих требований в конфликте. С ее помощью можно разъяснить неправильность позиции подчиненного;
  • Нужно уметь слушать своих сотрудников и извлекать полезную информацию из услышанного;
  • Использовать поддержку коллег, но не для того чтобы усилить давление на подчиненного, а для более быстрого разрешения конфликта;
  • В случае собственной неправоты иметь смелось признаться и извиниться перед подчиненными;
  • Всегда стараться быть объективным, справедливым и требовательным не только к подчиненным, но и к себе.

Таким образом, неизбежность  конфликтов в организации становится очевидной. Столкновения между работниками являются причиной потерь рабочего времени и снижения продуктивности выполняемой работы. Именно поэтому одной из важнейших задач современного руководителя является грамотная организация управления конфликтами.