Ценности компании (организационные ценности)

Какие ценности бывают у компании и что они означают?

Ниже приведен перечень организационных ценностей и их определения.

 


Автор: профессор А.И. Пригожин, руководитель Школы консультантов по управлению в Президентской Академии.

Стратегическая доходность – это  обоснование спроса в обозримом будущем:

  • на предполагаемый ассортимент;
  • с приемлемой нормой прибыли;
  • при определённых клиентской базе, доле рынка и объёмах продаж;
  • в интересующих нишах, регионах, отраслях.

При этом учитываются социально-экономические, политические, научно-технические, экологические условия, маркетинговые и инвестиционные средства, конкурентные преимущества, а также связанные с ними тенденции, риски и альтернативы развития бизнеса.

Сравнить: текущая доходность, долговременная доходность (на 3 — 5 лет).

Проактивность – это умение не столько реагировать на возникающие события, сколько действовать на упреждение, преодолевать нежелательные тенденции и инициировать или активизировать желаемые; не только встраиваться в изменения среды, но и формировать её. Идти впереди спроса, создавать рынок (market-making).

Инновационность – это способность инициативно создавать новшества и осуществлять нововведения быстрее и полнее, чем в других сопоставимых организациях.

Освоение этой ценности становится важнейшей предпосылкой для освоения ценности «проактивность».

Конкурентность – это умение создавать и развивать конкурентные преимущества на рынке клиентов, рынке инвесторов, рынке труда, рынке поставщиков. Подразумевает регулярное сравнение с основными конкурентами по значимым признакам, мониторинг фокуса конкуренции применительно к приоритетным группам клиентов по основному ассортименту и применительно к инвесторам.

Эффективность – это обеспечение опережающего или выше ожидаемого роста производства продукции, информации, услуг, продаж по отношению к затратам труда, материалов, времени и средств.

Сравнить: результативность (заданные достижения при заданных условиях).

Социальность – это стремление к улучшению общественной среды: развитие персонала, поселений, рост уровня и качества жизни. Готовность понести издержки ради этого.

Клиентоориентированность – это осознание своей зависимости от клиентской базы, забота об её интересах. Проявляется в разной мере в:

  • удовлетворении имеющегося спроса;
  • стимулировании роста спроса;
  • углублении спроса (на больший ассортимент товаров и услуг);
  • создании конкурентных преимуществ для приоритетных групп клиентов (см. «конкурентность»);
  • формировании спроса на новые продукты, услуги (см. «проактивность»).

Инициативность – это стремление и способность улучшать выполняемую работу и её результаты и организационную среду.

Командность – это единство деловых ценностей, согласованность целей и действий, взаиморазвитие членов управленческих и исполнительских команд, а также подразделений компании.

Достижительность – это стремление достигать поставленные цели, а также вырабатывать и достигать последующие цели. Непрерывное самосовершенствование.

Взаимная обязательность – это верность слову, надёжность в выполнении обещаний и принятых обязательств как по вертикали, так и по горизонтали организации.

Доверие – уверенность в обязательности друг друга, в соблюдении правил и договорённостей.

Управляемость – это степень контроля управляющей подсистемы организации по отношению к управляемой; проявляется в согласованности целей и действий сотрудников и подразделений, в осуществляемости управленческих решений, в устойчивости организационного порядка.

Качество – это соответствие процессов и результатов труда стандартам или потребностям клиентов; сравнение полезностей, превосходство над предыдущим состоянием, над достижениями конкурентов, постоянное совершенствование.

Достоинство – это уважение к личности сотрудника, признание его индивидуальности.

Бесконфликтность – это стремление и способность разрешать разногласия и противоречия через компромисс или через взаимоприемлемые решения.

Упорядоченность – это систематизация, рационализация трудовых процессов, упразднение излишних затрат труда, времени, материалов и финансовых средств.

Состязательность – это стремление сотрудников быть не хуже или превосходить других; осуществляется через взаимное сравнение.

Синергия – это дополнительная энергия, новое качество, возникающее от сложения разных факторов успеха, импульсы развития организации как целого.

Целеустремлённость – это способность не только достигать поставленные цели, но и инициативно вырабатывать новые.

Стратегичность – это ориентация на дальнюю перспективу, умение подчинять ей текущую деятельность.

Стабильность – это равновесность организационной системы, которая достигается относительным постоянством персонала, организационного порядка, клиентской базы и доходности.

Лидерство на рынке – это опережение других компаний через создание превосходных отличий и конкурентных преимуществ, вызывающее стремление остальных подражать лидеру. Лидерство на рынке проявляется в объёмных показателях, в инновационности, в динамике бизнеса, в репутационных преимуществах и т.д.

Безопасность – это устойчивость компании перед угрозами внутренней и внешней дезорганизации, умение избегать ущербов разного рода.

Карьера – это продвижение работника по служебной лестнице (должностная карьера), а также по статусно-ролевой шкале влияния в организации (внедолжностная карьера).

Бережливость – это ориентация на сокращение затрат, экономию всех средств организации и сотрудников без ущерба для процессов и результатов труда. 

Ответственность – это способность сотрудника или подразделения возместить нанесённый ими материальный, репутационный, финансовый, управленческий ущербы Компании или же потери от невыполнения принятых обязательств.

Профессионализм – это обладание полным набором специальных компетенций и успешное применение их на одном из трёх уровней:

  1. достаточный уровень – умение выполнять без брака рутинные работы;
  2. высокий уровень – умение улучшать выполнение рутинных работ, выполнять работы повышенной сложности без брака;
  3. авангардный уровень – умение создавать новые способы, методы выполнения, ставить новые задачи для работ разной сложности. Причём, эти новшества признаются эффективнее других и желательными для освоения другими специалистами.

Демократизм – это принятие решений большинством голосов с сохранением прав меньшинств; сокращение дистанции власти.

Креативность – это применение творческих способностей для порождения новых полезных идей в разных сферах жизни организации.

Лояльность – это приверженность сотрудников организации, готовность их к личным потерям в случае возникновения у неё затруднений; стремление клиентуры сохранять устойчивые связи с поставщиком даже в случае временных трудностей у него.

Оптимизм – это психологический настрой на удачу, позитивные перспективы.

Комфорт – это удобство трудовых условий, способствующее хорошей работе.

Доброжелательность – это тип отношений, психологический климат, отличающиеся взаимопомощью, позитивными эмоциями.

Целостность, единство – это способность организационной системы направлять действия сотрудников и подразделений на достижение общих целей.

Время (пунктуальность) – это соблюдение расписаний, графиков, планов и т.д.

Темп, скорость – это способность осуществлять мероприятия в заданные сроки или же с опережением конкурентов.

Дисциплина – это соблюдение организационного распорядка, исполнение обязанностей и заданий в полном объёме, в заданные сроки и с высоким качеством.

Благосостояние сотрудников – это заработки и уровень жизни, относительно высокие в сравнении с другими сопоставимыми категориями населения.

Интересная работа – это содержание и организация труда, вызывающие интерес сами по себе, безотносительно к уровню и способам оплаты.

Стрессоустойчивость – это способность сохранять самоконтроль в трудных или критических ситуациях.

Рост бизнеса – это наращивание объёмных показателей производства и территориальная экспансия бизнеса.

Развитие бизнеса – это овладение новыми методами управления и рыночными нишами, способность к обновлению.

Этичность, честность – это правдивость, искренность, надёжность в делах и отношениях.

Репутация – это место работника или организации на условной шкале признания в значимых референтных группах.

Открытость – это готовность делиться информацией и компетенциями.